Рус
Администрация Курчанского сельского поселения
Темрюкского района Краснодарского края

Неделя правовой грамотности для граждан по вопросам трудовых отношений

С 19 по 23 октября 2026 года в муниципальных образованиях Краснодарского края пройдет Неделя правовой грамотности для граждан по вопросам трудовых отношений.

  • Круглые столы, обучающие семинары, деловые встречи;
  • флешмобы, интервью, публикации, раздаточные материалы;
  • дни открытых дверей, адресное консультирование;
  • «Ящик доверия».

Твои трудовые права, подросток

Возраст

Ты можешь смело устраиваться на работу с 16 лет, а в некоторых случаях и раньше: с 15 лет — для выполнения легкого труда, если ты получил или получаешь общее образование; с 14 лет — для выполнения легкого труда в свободное от учебы время, если согласен один из родителей (попечителей). Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, трудоустройство осуществляется с письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя. До 14 лет — только в качестве творческого исполнителя произведений в организациях кинематографии, театральных и концертных организациях, цирках, СМИ и с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства.

На работу тебя примут только после предварительного обязательного медицинского осмотра, проведенного за счет работодателя.

До 18 лет работать запрещается, если эта работа:

  • по совместительству;
  • в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах;
  • связана с производством, перевозкой и торговлей спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания;
  • относится к подземным;
  • выполняется вахтовым методом;
  • с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • сверхурочная;
  • в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • в ночное время — с 22:00 до 06:00.

Основные документы при поступлении на работу

  • паспорт;
  • письменное согласие одного из родителей (попечителя) для учащихся в возрасте до 15 лет; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — письменное согласие органа опеки и попечительства или иного законного представителя;
  • трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые;
  • документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Оформление приема на работу

Работодатель должен не позднее трех рабочих дней с момента фактического начала работы заключить трудовой договор, вручить один экземпляр подписанного договора, внести запись о приеме на работу в трудовую книжку (если ты уже работал), сформировать в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и представить ее для хранения в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Трудовой договор — это письменное соглашение между работником и работодателем. В нем указываются работа, профессия или должность, режим рабочего времени, размер оплаты труда и другие важные условия. Договор составляется в двух экземплярах, каждый подписывается работником и работодателем.

Важно! При приеме на работу работодатель не вправе устанавливать испытательный срок; договор о полной материальной ответственности с несовершеннолетним заключен быть не может.

Продолжительность рабочего времени

  • от 14 до 15 лет — не более 24 часов в неделю и не более 4 часов в день; при совмещении образования с работой — не более 2,5 часов в день;
  • от 15 до 16 лет — не более 24 часов в неделю и не более 5 часов в день; при совмещении образования с работой — не более 2,5 часов в день;
  • от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю и не более 7 часов в день; при совмещении образования с работой — не более 4 часов в день.

Размер заработной платы определяется по соглашению между работником и работодателем и отражается в трудовом договоре. Зарплата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 31 календарный день в удобное для подростка время года. При увольнении выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

Трудовой договор

Если работодатель не спешит подписывать трудовой договор, оформлять приказ о приеме на работу, требовать трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности и страховое свидетельство, ваши трудовые права нарушены. Работодатель может пытаться заменить трудовой договор договором подряда или договором на оказание услуг. С работником должен быть заключен именно трудовой договор, содержащий положения о подчинении правилам внутреннего трудового распорядка, месте и времени работы, фиксированном размере вознаграждения и условиях труда.

Письменный трудовой договор заключается с постоянными и временными работниками, по основному месту работы и при совместительстве, с надомниками и другими работниками. Работодатель обязан оформить договор с фактически допущенным к работе не позднее трех рабочих дней.

При отсутствии трудового договора работник рискует потерять право на соответствующее требованиям охраны труда рабочее место, возмещение вреда здоровью и компенсацию морального вреда, своевременную и полную выплату заработной платы, возмещение командировочных расходов, перерывы, выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск, оплату временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам и уходу за ребенком, выходное пособие при сокращении и другие гарантии трудового законодательства.

Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляют Государственная инспекция труда и прокуратура. Трудовой договор составляется в двух экземплярах, один из которых передается работнику. До подписания договора работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами и коллективным договором.

«Серая» заработная плата

«Серая» заработная плата — это неучтенные выплаты наличными, в том числе при использовании двойной бухгалтерии. При этом выплаты по временной нетрудоспособности, выходные пособия и другие суммы могут рассчитываться исходя из заработной платы, указанной в трудовом договоре.

«Серая» заработная плата существенно ущемляет права работника: не гарантируется получение заработной платы в полном объеме; теряется право на полное возмещение вреда здоровью и компенсацию морального вреда; не в полном объеме начисляются выплаты по обязательному социальному страхованию; уменьшаются гарантии, компенсации и выплаты, рассчитываемые исходя из среднего заработка, в том числе при командировках, переезде, исполнении государственных или общественных обязанностей, совмещении работы с обучением, вынужденном прекращении работы, ежегодном отпуске, задержке выдачи трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности, отдельных случаях прекращения договора, ликвидации организации и сокращении численности или штата.

За нарушения работодатели могут быть привлечены к административной ответственности; возможны судебные разбирательства. При приеме на работу требуйте оформления трудового договора в письменной форме и включения в него всех выплат за труд. При отказе работодателя обращайтесь в Государственную инспекцию труда и прокуратуру.

Коллективный договор

Коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключается работниками и работодателем в лице их представителей. Инициатором коллективных переговоров может выступить любая сторона. Представители стороны, получившие письменное предложение о начале переговоров, обязаны вступить в них в течение семи календарных дней.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства по вопросам оплаты труда, пособий и компенсаций, занятости и переобучения, условий высвобождения работников, дополнительных гарантий обучающимся, рабочего времени и времени отдыха, дополнительных оплачиваемых отпусков, оздоровления и отдыха работников и членов их семей, питания, улучшения условий и охраны труда и другим вопросам.

Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем на уведомительную регистрацию. Контроль за его выполнением осуществляют стороны и соответствующий орган по труду.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания сторонами либо со дня, установленного договором. Стороны имеют право продлевать его действие на срок не более трех лет. Изменение и дополнение договора производится в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для его заключения, либо в порядке, установленном самим договором.

Документы

Твои_трудовые_права__подросток.docx
docx, 17.53 КБ
Скачать
Трудовой_договор.docx
docx, 16.34 КБ
Скачать
Серая_зарплата.docx
docx, 16.09 КБ
Скачать
Коллективный_договор__1.docx
docx, 16.95 КБ
Скачать
Дата публикации: 08.10.2026